оллеги€ адвокатов "ѕравова€ «ащита"
“ел.: 8 495 787-75-07, 8 495 691-38-72
ћосква, ул. Ќовый јрбат, д.21
—татьи адвокатов
јдвокат онлайн
–езультаты по делам, проведенным адвокатами "ѕравовой защиты"
ƒолевое строительство
—удебна€ практика. јрбитражна€ практика.
«аконодательство
‘ормы документов
»нформаци€
”слуги адвокатов "ѕравовой защиты". јктуальные предложени€.
јдвокаты "ѕравовой защиты" в —ћ», новые статьи адвокатов, новости по делам
Ќовости
–иэлтор он-лайн
 арта сайта
јдвокат. ѕомощь адвоката. »нформаци€ об адвокатах.
ѕоиск
–€занское отделение. ёридические услуги в –€зани
 онсультации адвокатов по недвижимости!
¬ы можете записатьс€ на консультацию к адвокатам "ѕравовой защиты". “ел. 8 495 787-75-07, 8 495 691-38-72, 8 495 782-76-77.
–аботаем ежедневно. ƒолевое строительство. »нвестиции. ∆илищные споры. —уд. јрбитраж.

«аказать обратный звонок
»нформаци€
–егистраци€ прав на недвижимое имущество - адреса и режим работы приемных, реквизиты, перечни документов, образцы документов.
–иэлторские услуги
¬се виды услуг на первичном и вторичном рынке. ѕокупка, продажа, расселение.
—уды –‘. јдреса. “елефоны. –еквизиты. —удьи.
ѕоследние статьи

јпартаменты хот€т приравн€ть к жилым помещени€м и разрешить в них регистрацию. Ќужно ли это делать?

Ќовый закон о реновации в ћоскве. „то изменилось с 2017 года по сравнению с пор€дком переселени€ из п€тиэтажек, который действовал ранее.

ѕризнание права собственности на квартиру через суд

ƒвойна€ продажа квартир на стадии строительства: как избежать и что делать если на ¬ашу квартиру по€вились претенденты?

«акон о реновации 2017 года: что ждет жителей ћосквы и как отсто€ть и защитить свои права при отселении

Ѕанкротство —”-155 началось. „то делать, чтобы не потер€ть права на квартиру или нежилое помещение.  ак быть, если договор заключен с ∆— 

”становление сервитута в практике судов города ћосквы

ѕриватизаци€ служебного жиль€

–асторжение договора долевого участи€ в строительстве по инициативе застройщика.

Ќеустойка по договору долевого участи€ в строительстве.
јдвокат. ѕомощь адвоката. »нформаци€ об адвокатах.
 оллеги€ адвокатов Уѕравова€ защитаФ
- ќ коллегии адвокатов
- ”слуги адвокатов

–еестр адвокатов г. ћосквы
јдвокатские образовани€ г.ћосквы
–еестр адвокатов ћосковской области
јдвокатские образовани€ ћосковской области
 одекс адвокатской этики
«аконодательство об адвокатах и адвокатуре
—удебна€ практика об адвокатах
»нформаци€ об адвокатских палатах субъектов –‘
«адать вопрос адвокату

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ ¬≈–’ќ¬Ќќ√ќ —”ƒј –‘ N 39-√05-1 от 18.05.2005

¬ удовлетворении за€влени€ о признании частично недействующей ч. 1 ст. 27 «акона  урской области от 29.07.2002 "ќ едином пор€дке учета граждан, нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, об услови€х и пор€дке предоставлени€ указанной категории граждан жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на территории  урской области" отказано правомерно, поскольку оспариваема€ норма прин€та  урской областной ƒумой в соответствии с предоставленными ей

 

¬≈–’ќ¬Ќџ… —”ƒ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

 

ќѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈

от 18 ма€ 2005 года

 

ƒело N 39-√05-1

 

—удебна€ коллеги€ по гражданским делам ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации в составе:

 

    председательствующего                          ћанохиной √.¬.,

    судей                                          ’арланова ј.¬.,

                                                     ≈ременко “.».

 

рассмотрела в судебном заседании 18 ма€ 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе ћ. на решение  урского областного суда от 11 феврал€ 2005 г., которым ему отказано в удовлетворении за€влени€ о признании частично недействующей ч. 1 ст. 27 «акона  урской области от 29 июл€ 2002 г. "ќ едином пор€дке учета граждан, нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, об услови€х и пор€дке предоставлени€ указанной категории граждан жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на территории  урской области".

«аслушав доклад судьи ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации ’арланова ј.¬., объ€снени€ ћ., представителей губернатора  урской области Ўаталовой ќ.¬. и ≈рменчука ј.¬., заключение прокурора √енеральной прокуратуры –‘ ‘едотовой ј.¬., полагавшей решение суда оставить без изменени€, —удебна€ коллеги€ по гражданским делам ¬ерховного —уда –‘

 

установила:

 

ћ. обратилс€ в суд с за€влением о признании недействующей части 1 ст. 27 «акона  урской области от 29 июл€ 2002 г. N 34-« ќ "ќ едином пор€дке учета граждан, нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, об услови€х и пор€дке предоставлени€ указанной категории граждан жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на территории  урской области" в части установлени€ минимального размера предоставлени€ жилого помещени€ - 9 кв. м жилой площади, мотивиру€ тем, что данна€ норма противоречит федеральному законодательству и нарушает его права на получение жилого помещени€ из расчета 12 кв. м на человека.

¬ судебном заседании представитель ћ. - “ишкин ј.¬. за€вление поддержал по основани€м, изложенным в за€влении ћ., по€снив также, что заинтересованными государственными органами не доказаны фактические данные, из которых исходила  урска€ областна€ ƒума при установлении минимального размера предоставлени€ жилых помещений.

ѕредставители  урской областной ƒумы и губернатора  урской области в судебном заседании требовани€ за€вител€ не признали и по€снили, что вопрос об установлении минимального размера предоставлени€ жилых помещений федеральным законодательством отнесен к компетенции органов государственной власти субъектов –‘ и оспариваемой за€вителем нормой установлен в соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочи€ми.

–ешением  урского областного суда от 11 феврал€ 2005 г. в удовлетворении за€влени€ отказано.

¬ кассационной жалобе ћ. поставлен вопрос об отмене решени€ суда в св€зи с нарушением норм материального права.

ѕроверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, —удебна€ коллеги€ оснований дл€ отмены решени€ суда не находит.

 ак видно из материалов дела и установлено судом, «акон  урской области N 34-« ќ "ќ едином пор€дке учета граждан, нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, об услови€х и пор€дке предоставлени€ указанной категории граждан жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на территории  урской области" (далее - «акон N 34-« ќ) прин€т  урской областной ƒумой 18 июл€ 2002 г., подписан губернатором  урской области 29 июл€ 2002 г., официально опубликован в газете " урска€ правда" 3 августа 2002 г. и вступил в силу 14 августа 2002 г. (ст. 38 «акона N 34-« ќ).

—татьей 27 «акона N 34-« ќ, расположенной в его главе V "ѕор€док предоставлени€ жилых помещений", установлены требовани€, предъ€вл€емые к жилым помещени€м жилищного фонда социального использовани€. ѕри этом оспариваема€ за€вителем ч. 1 ст. 27 устанавливает следующее: "ѕредоставл€емое гражданам дл€ проживани€ жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к услови€м данного населенного пункта, находитьс€ в черте данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требовани€м и быть размером не менее 9 кв. м жилой площади на человека".

¬ соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76  онституции –‘ жилищное законодательство находитс€ в совместном ведении –‘ и субъектов –‘; по предметам совместного ведени€ издаютс€ федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов –‘, которые не могут противоречить федеральным законам.

¬ силу положений п. п. 1 и 3 ст. 672 √  –‘ в государственном жилищном фонде социального использовани€ жилые помещени€ предоставл€ютс€ гражданам по договору социального найма жилого помещени€, заключаемому по основани€м, на услови€х и в пор€дке, предусмотренных жилищным законодательством.

—огласно ст. ст. 2 и 14 «акона –‘ от 24.12.92 N 4218-1 "ќб основах, федеральной жилищной политики", действовавшим на день рассмотрени€ дела, право граждан –‘ на жилище обеспечиваетс€ путем предоставлени€ жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на услови€х договора найма в пределах нормы жилой площади.

¬ соответствии с ч. 2 ст. 40 ∆  –—‘—–, действовавшей на день прин€ти€ судом решени€, жилое помещение предоставл€етс€ гражданам в пределах нормы жилой площади (стать€ 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством ———– и –—‘—–, но не менее размера, устанавливаемого в пор€дке, определ€емом —оветом ћинистров –—‘—–.

ѕунктом 42 "ѕримерных правил учета граждан, нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, и предоставлени€ жилых помещений в –—‘—–", утвержденных постановлением —овета ћинистров –—‘—– от 31.07.84 N 335 (в редакции ѕостановлений ѕравительства –‘ от 18.01.92 N 34 и от 23.07.93 N 726), определено, что предоставл€емое гражданам жилое помещение не может быть менее социальной нормы площади жиль€, эквивалентной минимальному размеру предоставлени€ жилых помещений, который устанавливаетс€ органами государственной власти областей в зависимости от достигнутого уровн€ жилищной обеспеченности, состава семьи, примен€емых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использовани€ и других факторов.

јналогична€ норма о пор€дке установлени€ минимального размера предоставлени€ жилых помещений и эквивалентности ему социальной нормы площади жиль€ содержитс€ и в ст. 11 «акона –‘ "ќб основах федеральной жилищной политики" (действовавшей на момент прин€ти€ судом решени€).

—татьей 38 ∆  –—‘—–, действовавшей на момент прин€ти€ судом решени€, норма жилой площади установлена в размере 12 кв. м на одного человека.

ѕроанализировав указанные положени€ федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение, предоставл€емое гражданам по договору социального найма, не может быть менее минимального размера предоставлени€ жилых помещений, устанавливаемого органами государственной власти субъектов –‘ (в частности, областей), и по общему правилу не может быть более ("в пределах") установленной статьей 38 ∆  –—‘—–, действовавшей на момент прин€ти€ судом решени€, нормы жилой площади, т.е. 12 кв. м жилой площади на человека.

¬ св€зи с этим доводы за€вител€ о том, что оспариваема€ норма, установивша€ минимальный размер предоставлени€ жилых помещений в  урской области - 9 кв. м жилой площади на человека, противоречит статье 38 ∆  –—‘—– (ранее действовавшей), как правильно указал суд, не соответствуют закону, поскольку данна€ стать€ установила не социальную норму площади жиль€, а максимальную норму предоставлени€ жилых помещений (ч. 2 ст. 40 ∆  –—‘—–, ст. ст. 2 и 14 «акона –‘ "ќб основах федеральной жилищной политики" (ранее действовавшие).

”становление же минимального размера предоставлени€ жилых помещений федеральным законодательством (ст. 11 «акона –‘ "ќб основах федеральной жилищной политики", ч. 2 ст. 40 ∆  –—‘—– (действовавшие ранее), п. 42 "ѕримерных правил..."), как правильно указал суд, пр€мо отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов –‘, каковыми и €вл€ютс€  урска€ областна€ ƒума, прин€вша€ «акон, содержащий оспариваемую норму, и губернатор  урской области, подписавший данный «акон (ст. 12 ”става  урской области).

ƒоводы за€вител€ и его представител€ о том, что оспариваема€ норма не соответствует достигнутому уровню жилищной обеспеченности в  урской области в 22 кв. м на одного жител€, подтвержденному справкой  урского областного комитета государственной статистики, правильно признаны необоснованными.

—огласно ст. 11 «акона –‘ "ќб основах федеральной жилищной политики" (ранее действовавшей) минимальный размер предоставлени€ жилых помещений устанавливаетс€ органами государственной власти субъектов –‘ в зависимости от: 1) достигнутого уровн€ жилищной обеспеченности; 2) состава семьи; 3) примен€емых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использовани€ и других факторов. ѕри этом федеральный закон, как обоснованно указал суд, не содержит императивного положени€ об об€зательном соответствии указанного минимального размера достигнутому уровню жилищной обеспеченности.

“аким образом, €вл€етс€ правильным вывод суда о том, что минимальный размер предоставлени€ жилых помещений зависит не только от достигнутого уровн€ жилищной обеспеченности, но и от других факторов, перечень которых, определенный федеральным законодателем, не €вл€етс€ исчерпывающим, и, следовательно, эти "другие факторы" определ€ютс€ субъектом –‘ самосто€тельно. “ак, представители  урской областной ƒумы и губернатора  урской области по€снили, что при определении указанного минимального размера учитывались и обеспеченность жилой площадью в государственном и муниципальном жилищных фондах в области, и финансовые возможности области и муниципальных образований, количество возводимого за счет областного и местных бюджетов жиль€, и количество граждан, состо€щих на учете нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, составы их семей, и минимальный размер предоставлени€ жилых помещений в среднем по –‘, составл€ющий 9 кв. м жилой площади на человека, и другие факторы.

¬ св€зи с этим представленна€ за€вителем справка  урского областного комитета государственной статистики от 26.08.04 N 07-01-45/60 о площади жиль€, приход€щейс€ в среднем на одного жител€  урской области по состо€нию на конец 2003 г., равной 22 кв. м, как обоснованно указал суд, не может быть признана доказательством несоответстви€ оспариваемой нормы федеральному законодательству, поскольку обеспеченность жильем лишь один из факторов, которые в соответствии с требовани€ми федерального законодательства должны быть учтены субъектом –‘ при определении минимального размера предоставлени€ жилых помещений.

 роме того, суд правильно исходил из того, что согласно сообщению “ерриториального органа ‘едеральной службы государственной статистики по  урской области от 01.02.05 N 07-02-19/23 при определении площади жиль€, приход€щейс€ в среднем на одного жител€ области, учитывалс€ весь жилищный фонд области, включа€ частный, и вс€ площадь жилых помещений, включа€ подсобные помещени€, т.е. обща€ площадь. —татьей 38 ∆  –—‘—– (ранее действовавшей) максимальный размер предоставлени€ жилых помещений установлен в 12 кв. м именно жилой площади на человека, ст. ст. 2, 14 «акона –‘ "ќб основах федеральной жилищной политики", ч. 2 ст. 40 ∆  –—‘—– (ранее действовавшие) определ€ли предельный размер предоставлени€ жилых помещений именно по норме жилой площади, в св€зи с чем оспариваемой нормой также правомерно установлен минимальный размер предоставлени€ жилых помещений, выраженный в жилой площади, приход€щейс€ на человека, а не в общей.

ѕравильно отвергнуты судом и доводы представител€ за€вител€ о том, что  урской областной ƒумой не представлены фактические данные, из которых она исходила при установлении минимального размера предоставлени€ жилых помещений - 9 кв. м, поскольку предметом насто€щего судебного разбирательства €вл€етс€ проверка соответстви€ или несоответстви€ оспариваемой нормы федеральному законодательству, а не ее обоснованности фактическими данными (ч. ч. 1 - 2 ст. 253 √ѕ  –‘). –азрешение же дел о соответствии законов субъекта –‘  онституции –‘ отнесено к компетенции  онституционного —уда –‘ (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 3 ‘едерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-‘ « "ќ  онституционном —уде –‘").

ѕравильно признаны не основанными на законе и доводы за€вител€ и его представител€ о несоответствии оспариваемой нормы требовани€м статьи 11 «акона –‘ "ќб основах федеральной жилищной политики" (ранее действовавшей) об эквивалентности минимального размера предоставлени€ жилых помещений социальной норме площади жиль€ и постановлению главы администрации  урской области от 06.12.96 N 667, установившему социальную норму площади жиль€.

¬ соответствии со ст. 1 «акона –‘ "ќб основах федеральной жилищной политики" (действовавшей ранее) социальна€ норма площади жиль€ - это размер площади жиль€, приход€щейс€ на одного человека, в пределах которой осуществл€етс€ предоставление компенсации (субсидий) по оплате жиль€ и коммунальных услуг.

“аким образом, суд правильно исходил из того, что федеральным законодателем пон€тие "социальна€ норма площади жиль€" введено исключительно дл€ использовани€ при предоставлении компенсаций (субсидий) по оплате жиль€ и коммунальных услуг.

¬ силу ст. 11 указанного «акона –‘ (действовавшей ранее) социальна€ норма площади жиль€ эквивалентна минимальному размеру жилых помещений. “о есть данна€ норма федерального закона, как правильно указал суд, по существу устанавливает правило определени€ социальной нормы площади жиль€, в соответствии с которым именно социальна€ норма должна быть эквивалентна минимальному размеру, а не минимальный размер - социальной норме. ¬ св€зи с этим то обсто€тельство, что социальна€ норма площади жиль€, установленна€ указанным постановлением главы администрации  урской области, не тождественна минимальному размеру предоставлени€ жилых помещений, установленному оспариваемой нормой, как обоснованно указал суд, не свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству.  роме того, суд правильно исходил из того, что указанным постановлением социальна€ норма выражена в общей площади жиль€ и в зависимости от количественного состава семьи, проживающей в жилом помещении, а оспариваемой нормой минимальный размер предоставлени€ жилых помещений правомерно выражен только в жилой площади, приход€щейс€ на каждого человека независимо от количественного состава семьи. Ѕолее того, именно акты высшего должностного лица субъекта –‘ (руководител€ высшего исполнительного органа государственной власти субъекта –‘) не должны противоречить законам субъекта –‘, а не наоборот (ч. 3 ст. 22 ‘едерального закона от 06.10.99 N 184-‘« "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –‘", ч. 3 ст. 45 ”става  урской области). ќднако законность установлени€ социальной нормы площади жиль€ вышеуказанным постановлением главы администрации  урской области не €вл€етс€ предметом насто€щего судебного разбирательства.

“аким образом, €вл€етс€ правильным вывод суда о том, что оспариваема€ норма прин€та  урской областной ƒумой в соответствии с полномочи€ми, предоставленными ей федеральным законодательством, и федеральному законодательству не противоречит.

¬ывод суда основан на анализе действовавшего на момент рассмотрени€ дела судом законодательства, мотивирован, соответствует требовани€м закона и оснований считать его неправильным у —удебной коллегии не имеетс€.

ƒоводы кассационной жалобы по существу свод€тс€ к нарушению судом норм материального права, с чем нельз€ согласитьс€ по указанным выше основани€м.

Ќарушений судом норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеетс€ ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

–уководству€сь ст. ст. 361, 362, 366 √ѕ  –‘, —удебна€ коллеги€

 

определила:

 

решение  урского областного суда от 11 феврал€ 2005 г. оставить без изменени€, а кассационную жалобу ћ. - без удовлетворени€.

 


http://realtylaw.ru/jpractice/improvement/improvement_419.html –Ю–Я–†–Х–Ф–Х–Ы–Х–Э–Ш–Х –Т–Х–†–•–Ю–Т–Э–Ю–У–Ю –°–£–Ф–Р –†–§ N 39-–У05-1 –Њ—В 18.05.2005 %CE%CF%D0%C5%C4%C5%CB%C5%CD%C8%C5+%C2%C5%D0%D5%CE%C2%CD%CE%C3%CE+%D1%D3%C4%C0+%D0%D4+N+39-%C305-1+%EE%F2+18.05.2005 http%3A%2F%2Frealtylaw.ru%2Fjpractice%2Fimprovement%2Fimprovement_419.html

”слуги адвокатов
 онсультации адвокатов
јдвокаты "ѕравовой защиты" провод€т

Ѕесплатные краткие консультации по телефону.

ѕн-сб с 11 до 18

“елефон
8-495-782-76-77
8-495-691-38-72.
ѕрисоединитьс€ к группам коллегии адвокатов "ѕравова€ защита" в соцсет€х:

ёрист-он-лайн
ƒолевое строительство
ƒолевое строительство : последние обсуждени€ строительных и риэлторских компаний

20.01.2020 - ј кто-нибудь реально ищет других учредителей пирамид?
ќлег
ƒобрый день. ƒл€ тех, кому действительно интересно вернуть деньги по "¬ЌЋ". ѕишите сюда: номер контактного тел...
19.09.2018 - новостройка от "ћосэнергостро€"
√еоргий
ѕосле ухода ¬.¬еденеева и ¬. ѕерова служба главного инженера прекратила существование. » все " заводы, параход...
10.09.2007 - банкротство
јлексей
»нтересно, что теперь делать соинвесторам јквистрой  ? ѕодавать тоже в суд?...
ƒолевое строительство : последние обсуждени€ объектов строительства

29.10.2017 -  омментарий
ян
ћы в таком доме вз€ли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложени€ не нашли.  онечно ...
30.01.2017 - “ерлецкий парк (ћосковские окна)
адвокат јндрей ¬алерьевич –ебриков
»нформаци€ дл€ дольщиков ∆  "“ерлецкий парк". 15 феврал€ 2017 года состоитс€ очередное заседение по рассмотрен...
07.06.2017 - Ќе дострой Ќаметкина 21, к. 2б
√ость
Ќас на Ќаметкина 21 к 3 до сих пор не расселили,крыша на голову валитс€ и все протекает,когда этот ад закончит...
ѕроблемные застройщики. »нформаци€.  омментарии. ќбщение соинвесторов. —удебные дела
—огласование перепланировок жилых и нежилых помещений
—огласование перепланировок от заказа технического заключени€ и проекта до получени€ разрешени€. ”законение ранее сделанной перепланировки. —ложные случаи.
ѕодробнее >>>>
“аможн€. ¬Ёƒ.
ќблако тегов
Ќа правах рекламы
Copyright © 2003-2015 Realtylaw.ru
ƒизайн Irrabagon design
      яндекс цитировани€