Коллегия адвокатов "Правовая Защита"
Тел.: 8 495 787-75-07, 8 495 691-38-72
Москва, ул. Новый Арбат, д.21
Статьи адвокатов
Адвокат онлайн
Результаты по делам, проведенным адвокатами "Правовой защиты"
Долевое строительство
Судебная практика. Арбитражная практика.
Законодательство
Формы документов
Информация
Услуги адвокатов "Правовой защиты". Актуальные предложения.
Адвокаты "Правовой защиты" в СМИ, новые статьи адвокатов, новости по делам
Новости
Риэлтор он-лайн
Карта сайта
Адвокат. Помощь адвоката. Информация об адвокатах.
Поиск
Рязанское отделение. Юридические услуги в Рязани
Консультации адвокатов по недвижимости!
Вы можете записаться на консультацию к адвокатам "Правовой защиты". Тел. 8 495 787-75-07, 8 495 691-38-72, 8 495 782-76-77.
Работаем ежедневно. Долевое строительство. Инвестиции. Жилищные споры. Суд. Арбитраж.

Заказать обратный звонок
Информация
Регистрация прав на недвижимое имущество - адреса и режим работы приемных, реквизиты, перечни документов, образцы документов.
Риэлторские услуги
Все виды услуг на первичном и вторичном рынке. Покупка, продажа, расселение.
Суды РФ. Адреса. Телефоны. Реквизиты. Судьи.
Последние статьи

Апартаменты хотят приравнять к жилым помещениям и разрешить в них регистрацию. Нужно ли это делать?

Новый закон о реновации в Москве. Что изменилось с 2017 года по сравнению с порядком переселения из пятиэтажек, который действовал ранее.

Признание права собственности на квартиру через суд

Двойная продажа квартир на стадии строительства: как избежать и что делать если на Вашу квартиру появились претенденты?

Закон о реновации 2017 года: что ждет жителей Москвы и как отстоять и защитить свои права при отселении

Банкротство СУ-155 началось. Что делать, чтобы не потерять права на квартиру или нежилое помещение. Как быть, если договор заключен с ЖСК

Установление сервитута в практике судов города Москвы

Приватизация служебного жилья

Расторжение договора долевого участия в строительстве по инициативе застройщика.

Неустойка по договору долевого участия в строительстве.
Адвокат. Помощь адвоката. Информация об адвокатах.
Коллегия адвокатов “Правовая защита”
- О коллегии адвокатов
- Услуги адвокатов

Реестр адвокатов г. Москвы
Адвокатские образования г.Москвы
Реестр адвокатов Московской области
Адвокатские образования Московской области
Кодекс адвокатской этики
Законодательство об адвокатах и адвокатуре
Судебная практика об адвокатах
Информация об адвокатских палатах субъектов РФ
Задать вопрос адвокату

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 декабря 2002 г. N 6616/02

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 декабря 2002 г. N 6616/02 Договор купли-продажи недвижимости, являющейся муниципальной собственностью, признан недействительным в связи с нарушением законодательства о приватизации. Однако, поскольку объект приватизации не сохранился (ответчиком возведено новое сооружение) применить последствия недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение невозможно


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 3 декабря 2002 г. N 6616/02

 

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 08.10.01, постановление апелляционной инстанции от 17.12.01 по делу N А82-54/01-Г/13 Арбитражного суда Ярославской области и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.02.02 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Прокурор Ярославской области в защиту государственных интересов обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Международный творческий центр "Эмалис" (далее - центр), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ярославля (далее - комитет) и Государственному унитарному предприятию технической инвентаризации, учета недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Ярославской области (далее - предприятие) о признании недействительными договора купли-продажи недвижимости от 08.07.99 N 606, свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 30.09.99 серии 76 N 23057942 и применении последствий недействительности сделки.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент государственной регистрации прав администрации Ярославской области, Департамент финансов мэрии города Ярославля, Департамент финансов администрации Ярославской области, отделение Федерального казначейства по городу Ярославлю.

Решением от 08.10.01 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.12.01 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 20.02.02 названные судебные акты оставил без изменения.

В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается все указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что судебные акты в части признания недействительным договора купли-продажи недвижимости от 08.07.99 подлежат отмене, иск в этой части - удовлетворению. В остальной части судебные акты надлежит оставить в силе.

Как видно из материалов дела, между Комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области и центром был заключен охранно-арендный договор от 26.08.94 N 536, в соответствии с которым комитет сдает, а центр принимает в арендное пользование памятник архитектуры - бывший жилой дом XVIII века, расположенный по адресу: г. Ярославль, Тверицкая наб., 15. Срок действия договора устанавливался до 31.12.2018 года.

Предприятие выдало комитету свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество (праве муниципальной собственности) от 16.03.99 серии 76 N 23030191 в связи с включением указанного объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности.

Судом установлено, что к этому времени арендатором произведен капитальный ремонт здания после пожара на сумму 415 975 рублей 06 копеек.

В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения N 38 к охранно-арендному договору от 26.08.94, подписанному Департаментом по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области, Департаментом культуры и туризма, между комитетом и центром заключен договор купли-продажи объекта аренды от 08.07.99 по цене 34 024 рубля.

Цена объекта определена исходя из рыночной стоимости здания за вычетом расходов по его восстановлению.

Право собственности центра на объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.09.99, а 30.09.99 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 76 N 23057942.

В протесте прокуратура ссылается на нарушение при приватизации объекта требований, установленных в пункте 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 (далее - Основные положения программы приватизации).

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сделали вывод о том, что в силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" действие закона о приватизации не распространяется на приватизацию спорного здания, являющегося объектом историко-культурного значения. Порядок приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения определен Указом Президента Российской Федерации от 26.11.94 N 2121, положения которого не были нарушены. Решение о приватизации здания принято губернатором области, приватизация согласована с Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области и Министерством культуры Российской Федерации.

Данный вывод является ошибочным.

Спорное здание являлось объектом муниципальной собственности, поэтому приватизация его должна осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Отнесение спорного здания к памятникам истории и культуры местного значения не означает, что к таким объектам не применяется общий порядок, установленный для приватизации объектов муниципального имущества. При принятии решений о приватизации этих объектов необходимо соблюдать дополнительные требования, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26.11.94 N 2121 "О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения".

В статье 16 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" приведены способы приватизации государственного и муниципального имущества.

Арендатор муниципального имущества - центр в силу пункта 2 статьи 26 Закона ("Выкуп государственного или муниципального имущества, сданного в аренду") мог приобрести арендуемое имущество в собственность в порядке, установленном названным Федеральным законом и программой приватизации, положения которой согласно пункту 4 статьи 31 Федерального закона действуют до введения в действие федерального закона о государственной программе приватизации.

В пункте 4.5 Основных положений программы приватизации приведен перечень субъектов, имеющих право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий.

Между тем продажа объекта муниципального имущества центру осуществлена способом и субъекту, не предусмотренными в указанных выше законодательных актах. Охранно-арендный договор был заключен в 1994 году, а дополнительное соглашение о выкупе здания в 1999 году. Причем этот договор заключался не по результатам конкурса или аукциона. Кроме того, арендатор не является собственником имущества или предприятия, имеющим преимущественное право на приобретение в собственность арендуемых помещений.

Таким образом, довод протеста о несоблюдении требований законодательства при приватизации спорного объекта является правильным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При рассмотрении спора судом установлено, что объект приватизации (здание после пожара) не сохранился, ответчиком возведено новое сооружение, вследствие чего применить последствия недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение невозможно.

Передача здания центру осуществлялась с целью создания предприятия народных промыслов. Реституция повлечет за собой ликвидацию предприятия, что по смыслу статьи 566 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к данным правоотношениям не допускается.

Судом было учтено также то обстоятельство, что приватизация спорного объекта проводилась центром с согласия городского и областного комитетов по управлению имуществом. Министерства культуры Российской Федерации, губернатора Ярославской области, памятник истории и культуры содержится в надлежащем состоянии, в нем размещено уникальное оборудование по производству картин с эмальным покрытием.

Поэтому Президиум не находит достаточных оснований для отмены судебных актов в оставшейся части требований прокурора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 08.10.01, постановление апелляционной инстанции от 17.12.01 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-54/01-Г/13 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.02.02 по тому же делу в части отказа в иске о признании недействительным договора купли-продажи недвижимости от 08.07.99 N 606, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ярославля и ООО "Международный творческий центр "Эмалис", отменить.

Исковые требования в этой части удовлетворить. Признать недействительным договор купли-продажи недвижимости от 08.07.99 N 606, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ярославля и ООО "Международный творческий центр "Эмалис".

В остальной части судебные акты оставить в силе.

 

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

В.Ф.Яковлев





Услуги адвокатов
Консультации адвокатов
Адвокаты "Правовой защиты" проводят

Бесплатные краткие консультации по телефону.

Пн-сб с 11 до 18

Телефон
8-495-782-76-77
8-495-691-38-72.
Присоединиться к группам коллегии адвокатов "Правовая защита" в соцсетях:

Юрист-он-лайн
Долевое строительство
Долевое строительство : последние обсуждения строительных и риэлторских компаний

20.01.2020 - А кто-нибудь реально ищет других учредителей пирамид?
Олег
Добрый день. Для тех, кому действительно интересно вернуть деньги по "ВНЛ". Пишите сюда: номер контактного тел...
19.09.2018 - новостройка от "Мосэнергостроя"
Георгий
После ухода В.Веденеева и В. Перова служба главного инженера прекратила существование. И все " заводы, параход...
10.09.2007 - банкротство
Алексей
Интересно, что теперь делать соинвесторам Аквистрой К? Подавать тоже в суд?...
Долевое строительство : последние обсуждения объектов строительства

29.10.2017 - Комментарий
Ян
Мы в таком доме взяли, довольны на все 100%, по соотношению цена/качество лучше предложения не нашли. Конечно ...
30.01.2017 - Терлецкий парк (Московские окна)
адвокат Андрей Валерьевич Ребриков
Информация для дольщиков ЖК "Терлецкий парк". 15 февраля 2017 года состоится очередное заседение по рассмотрен...
07.06.2017 - Не дострой Наметкина 21, к. 2б
Гость
Нас на Наметкина 21 к 3 до сих пор не расселили,крыша на голову валится и все протекает,когда этот ад закончит...
Проблемные застройщики. Информация. Комментарии. Общение соинвесторов. Судебные дела
Согласование перепланировок жилых и нежилых помещений
Согласование перепланировок от заказа технического заключения и проекта до получения разрешения. Узаконение ранее сделанной перепланировки. Сложные случаи.
Подробнее >>>>
Таможня. ВЭД.
Облако тегов
На правах рекламы
Copyright © 2003-2015 Realtylaw.ru
Дизайн Irrabagon design
      Яндекс цитирования